19 февраля 2011

Наличка — всему голова

Много лет тому назад я был свидетелем появления «безбумажных» технологий документооборота, приведших в конечном счёте к увеличению расхода времени и (главное!) бумаги. Сегодня я становлюсь свидетелем и (к сожалению) вынужденным участником внедрения безналичного денежного оборота в частную практику. Всё бы хорошо, но почему-то безналичные платежи оказываются дороже и неудобнее старых добрых наличных!

Думаю не сыскать человека, вовсе не сталкивавшегося с безналичными денежными расчётами, но в быту до последнего времени подобный способ был прерогативой малой части населения. Однако сегодня, когда число держателей банковских карт растёт, когда количество пользователей Интернет в России достигло 40 миллионов человек, безналичные расчёты становятся всё ближе и ближе к карману «среднего потребителя».

Сами по себе (в теории) безналичные расчёты должны бы избавить нас от множества проблем: начиная с беготни по десяткам мест, в которые нужно внести денежки, заканчивая безопасностью ибо безналичные (электронные) деньги потерять или «подарить» гопнику не в пример сложнее наличных. И когда вы выходите из банка, держа в бумажнике свеженькую отштампованную карточку или заводите счёт в какой-нибудь системе безналичных расчётов в Интернете вы искренне уверены в правильности и своевременности своего выбора.

Но скоро сказка сказывается да не скоро дело делается и на поверку благостная картина быстро блекнет перед фактами: безнал — это дорого, неудобно и неполноценно! Короче безналичные (электронные) деньги рядом не валялись со старой доброй наличкой!

Неудобство и неполноценность можно понять и простить до поры. Во всяком случае странно было бы сегодня требовать, чтобы мой местный ЖЭК стал принимать РБК-деньги, Яндекс-деньги или карты Visa.

Но дороговизна расчётов никак не может уложиться в мой рабоче-крестьянский мозг. Рассмотрим частный пример: я привык, что если передо мной в магазине ценник «99 рублей», то достав из кармана 99 рублей я получу желаемое за 99 рублей. Электронными деньгами за товар ценой 99 рублей я плачу 99 + 5% комиссии за перевод в магазин + 3% за ввод на счёт = 107,07 или около того. Какого чёрта, за что же я заплатил 8 рублей сверху?

Я (ваще реально офигев) не понимаю, за что банки и прочие посредники берут свою так называемую комиссию. Безналичные деньги — это записи в базах данных, хранение которых почти ничего не стоит. Электронные платежи — это изменение состояния пары кластеров на диске: время этой операции составляет секунды, затраты составляют 1 копейку. За что при переводе с нас берут 3% или 5% или даже 7% от всей суммы перевода? Разве изменить кластеры диска с записью суммы 100 руб. дороже чем кластеры с записью 1000000 руб.? Нет, ничуть не дороже, однако комиссию дерут в виде процента!

Чтобы понять, насколько в действительности малы расходы на электронные транзакции поглядите на цену хостингов и размещения данных в дата-центрах. Всего 1000 или чуть больше рублей за гигабайт в год! Этого хватит на небольшой банк с сотней тысяч клиентов, то есть цена размещения данных составляет 1 копейку на клиента в год! Ну плюс вычислительная мощность и прочая мелочь. Иными словами, электронная транзакция если чего-то и стоит, то крохотную фиксированную сумму, но никак не 5% от всей суммы платежа.

Как известно, в эксплуатации наличка существенно дороже безнала. Её нужно напечатать, доставить, посчитать, выдать, складировать, инкассировать, охранять, утилизировать — не счесть операций. В среднем любой магазин несёт затраты в размере примерно 1%…2% суммы налички за инкассацию и транспортировку, плюс расходы на сейфовое хранение, кассиров и прочее. Почему-то в магазинах никто с нас не берёт явных комиссий за совершение денежных операций. Эти расходы несёт эмитент и магазин в виде заложенных в цену конечного товара неявных «налогов на обслуживание» денежной массы.

Отчего же выходит, что платя (электронным) безналом цену, в которой учтены все накладные расходы по денежным операциям, я вынужден ещё раз (вторично!) отслюнить сверх цены товара 5% за «процедуру перевода», реальная цена которой как мы помним составляет 1…2 копейки в базарный день? Проблемы бы не было, коли цены были бы соответсвенными, то есть например 99 рублей налом и 89 безналом, но нет же, этого нет. (Понятно, прибыль капиталиста — всему голова).

По моему мнению, ключевая проблема дороговизны безналичных (электронных) платежей состоит в зашкаливающем количестве прилипал-посредников, (типа) налаживающих связи между игроками рынка. Наличка для всех одна, она универсальна, предсказуема и очевидна. Безналичка (тем более электронная) есть материя эфемерная и коли наличествует скажем пять платёжных систем, то обязательно сыщется ушлый еврей*, собирающий со всех пятерых по копеечке в свой карман. И с нас — покупателей — этот еврей* снимает ещё по две копейки за пирожок.

Второй проблемой я вижу отсутствие нашей избирательности и нашу же беспечность. Мы соглашаемся с грабежами и поборами, навязываемыми нам торгашами и банкирами. Почему-то мы считаем эту систему нормальной, естественной и допустимой к применению.

Не знаю как кто, но я для себя сделал некоторые выводы: если от «прогресса» в деле безналичных (электронных) расчётов убежать не удастся, то нужно хотя бы оттянуть это «счастье» на максимально возможный срок, предпринять меры прикрытию собственной задницы и разработать личные правила поведения. Например, положить болт на платёжные терминалы, завести себе более одного электронного кошелька чтобы можно было выбрать способ оплаты, не вводить деньги в платёжные системы через левые посреднические службы, искать магазины с прямым подключением к платёжным системам и так далее. Главное в этом деле — заморить посредников голодом, не платя им ни копейки ибо негоже наживаться!

(*) Термин «еврей» в данном случае не национальность, а способ действий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий