26 февраля 2011

О фантастической душе народа

Сложно проникнуть в душу народа иначе как жить в нём. Но прикоснуться к душей оной можно через искусство. Как известно, «Важнейшим из искусств для нас является кино» © В.И.Ульянов (Ленин), значит через него и попробуем прикоснуться к душе.

Поскольку весь кинематограф за более чем век рассмотреть крайне сложно, я решил выделить только одну, но очень яркую часть — кинофантастику. Увлечение ею позволяет мне быть более или менее объективным и информированным чтобы делать выводы.

Вспомните отечественные фантастические фильмы, снятые в СССР(*) или странах социалистического содружества и попытайтесь среди них найти хоть один, в котором бы окружающий мир будущего был мрачен или грязен, лжив или стяжательски убог. Космические корабли белые и светлые, нигде с потолка не капает вода и со стен не свисают хлопья ржавчины. Люди если не каждый, то через одного — герои и способны на поступок. Вот примеры: «Через тернии к звёздам», «Отроки во Вселенной», «Планета бурь», «Туманность Андромеды».

Вспомните один западный фильм, в котором бы с потолка космического корабля не капала склизкая гадость, в котором бы не было мрачных смрадных закоулков, сам корабль не представлял собой хлам, разваливающийся на куски, требующий постоянного ремонта. Люди через одного — дерьмо, дебоширы, алкоголики, придурки, сумасшедшие или хапуги. Мир будущего куда не посмотри — клоака, полная ворья, проституток, грязи, помоев, обмана, жалкого существования на фоне кричащей пошлой алчной роскоши некоторых особо скотских господ. Примеров сотни, начиная от нейтральных «Чужой» и «Вспомнить всё», заканчивая гиблыми «Бегущий человек» или многочисленными «Вторжениями …» и «Захватчиками с …».

Приятным исключением является разве «2001: Космическая одиссея», и то лишь потому, что снят фильм под патронажем А.Кларка, неравнодушного к СССР и его народу. К этим же исключениям можно при желании причислить некоторые фильмы 50…60х годов, навеянные успехами СССР в исследовании космического пространства.

Мне видится в этом глубочайший смысл. Мог ли народ с чёрной душой создать в воображении своём светлые миры завтрешнего дня, такие какие созданы на плёнке советского фантастического кино? Мог народ с душой светлой и свободной породить бесконечный поток смрадного и вонючего гнилья, которым можно охарактеризовать 90% западного фантастического кино. На оба вопроса ответ один: нет, не мог!

Чиста и светла душа того народа, который в силах увидеть за нечёсанностью и неустроенностью «сегодня» свет «завтра». Что можно сказать о душе народа, что сегодня живя неплохо, умудряется детям своим внушить однозначную порочность убогость и навозность завтра? И кто им дал право учить жизни других?

(*) Жалкое «творчество» российских кинематографистов более поздних периодов назвать фантастикой нельзя: оно представляет собой либо грязь, либо хлам, либо ущербные попытки кальки с чуждых нам западных образцов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий