13 августа 2011

О последнем кризисе капитализма

Капитализм подвержен кризисам - это известно всем и спорить с этим нелепо. Кризис начала 21-го века следует считать кризисом конца капитализма в той форме, в которой он известен нам сегодня. Может ли он стать началом чего-то нового?

Первый серьёзный кризис капитализма начала 20 века был разрешён первой мировой войной. Устранение последствий второго крупного кризиса, известного как «великая депрессия», потребовало развязывания второй мировой войны, убийства 60.000.000 человек, уничтожения культуры целых народов и перекройки карты мира. Кризис капитализма 70х годов удалось разрешить без войны путём корректировки структуры экономики, разрушения СССР и введения в сферу глобального капитализма рынков побеждённых в холодной войне стран.(*)

Совершенно очевидно, что кризисы отделены друг от друга небольшими промежутками времени: они случаются едва ли не каждые 20…30 лет. Финальный кризис капитализма, начавшись с падения интернет-компаний в 2001 году, продолжившись кризисом на рынке недвижимости 2006 года, окончательно гикнул всех по башке финансовым кризисом 2008 года.

Вообще-то, говоря формально, происходящее с экономикой с начала 21 века нельзя назвать кризисом. Кризис - это кратковременный период проблем внутри системы, приводящий к некоторой её корректировке без принципиального изменения сути системы. Сегодня же случилось то, что в науке называется фазовым переходом, то есть существующая экономическая система рушится, потому что достигла своего предельного состояния. Нынешняя капиталистическая экономика естественным образом не может жить дальше.

Капитализм подразумевает непрерывную экспансию, потому что капитал требует для себя непрерывного роста. Сегодня капиталу некуда больше расти — неосвоенных рынков не осталось! Последними территориями, которые можно назвать рынками сбыта и следовательно последними элементами системы непрерывного роста капитала, были страны бывшего социалистического лагеря и Россия в том числе. Ни Китай, ни Индия, ни Африка рынками в капиталистическом понимании не являются — они слишком бедны чтобы быть таковыми.

Далее, сегодня невозможно разрешение кризиса посредством реальной горячей войны. Во всяком случае крупной войны точно не будет, потому что она бессмысленна: в отличие от прежних войн она не даст завоевателю никаких преимуществ, напротив одни убытки. Краткосрочный эффект из-за роста госзаказов ОПК будет недолгим и захлебнётся в крови. Конечно же, мелкие потасовки будут случаться, но опасаться войны масштаба второй мировой совершенно беспочвенно.

Итак, нынешний кризис капитализма перерос собственно кризис, обретя форму фазового перехода капитализма в… Вот тут и начинается интересное! Самым разумным было официальное, публичное и открытое вынесение на уровень сознательного понимания всеми — и властью, и капиталом, и народом — факта смерти капитализма. После осознания факта его кончины, можно было бы заняться выработкой новой концепции развития цивилизации. Развития устойчивого, постепенного и последовательного. Развития, направляемого не «невидимой рукой рынка» и капиталистическим стяжательством, а технократическим планом эффективного целесообразного управления производственными ресурсами и потреблением. Если человечество хочет выжить и не свалиться при этом в агломерационно-анклавное феодально-варварское состояние, то оно обязано перейти от конкуренции и рвачества к коммунистическому сотрудничеству!

К сожалению, чрезвычайно и исключительно маловероятно, что нынешняя властная и буржуазная верхушка добровольно расстанется со своими привилегиями, полномочиями и богатством. Они до последнего доллара и евро будут цепляться за своё, спуская в кризисное жралище деньги из налогов, пенсионных фондов и так далее. До последнего дня перед полным и окончательным крахом они будут пытаться убедить нас в восстановлении экономики и делать хорошую мину при плохой игре, до последнего момента будут делать припарки капиталистическому трупу.

Я категорически против революций, однако, хотим мы того или нет, но решить проблемы экономики иначе как «переформатированием» системы производства, управления и подхода властей к судьбам человечества невозможно. Дополнительным осложняющим ситуацию фактором является спровоцированное нынешней бездумной экстенсивной экономикой исчерпание природных ресурсов планеты и запредельная нагрузка на экосистему. Проще говоря, счёт оставшегося цивилизации времени идёт не на века, а буквально на десятилетия. Давайте подумаем, что для нас важнее — капиталистическое демократическое рыночное кладбище или не демократическая социалистическая (коммунистическая) экономика устойчивого развития для живых.

(*) Если кто-то ещё думает, что СССР развалился сам - проснитесь наконец! Развал СССР был ценой, которую заплатили мы все за возможность капитализма прожить на остатках соцлагеря последние 30 лет своей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий